Home

письма · частного · человека

Свежие записи · Архив · Друзья · Личная информация

* * *
По наущению жж-юзера [info]rudzin , автора интереснейших постов, задумалась вот над чем:
«ревущие 20е" . Невероятно обаятельная же эпоха, так ведь? гангстеры, бутлегеры, джаз... согласны ? какая романтика, какое неповторимое очарование !! Хотя объективно : недавно война, Великая Депрессия, и вообще...
В чем секрет обаяния того времени? чем оно для нас так привлекательно ?
Моя версия.
Привлекательно обычно то, чего не хватает сейчас - по настроению, ощущениям либо объективно.
1. Свободы (не факт, что она точно была - но иллюзия ?!).
2. Возможностей.
3. Демонстративного отрыва от недавнего прошлого.
Неприсущей нам красоты и романтики, которую дети часто ищут, например, в средневековье (хотя там грязно, уныло, нище и бестолково, если поменять ракурс).
4. Драйв.
Причем понимаемый для нас, т.к. близко по времени. Варвары, затопившие античный мир, также были вполне энергичны, но страшно далеки они от народа.
5. Как частный случай драйва - энергия пола. Женщина представляет себе ту эпоху, видя себя подругой такого альфа-самца с томми ганом, а мужчина себя - (всем мальчикам нравится пострелять) отважным бутлегером... так ?
Лирическое отступление :
можно представлять себя подругой не обязательно именно гангстера, а, кружась в вихре света, танцевать джаз в ночном клубе и распивать шампанское из чайника с более законопослушными персонажами (но кросавчегами в стилистике эпохи). Но широкие массы знают тех, кого показывают в кино. А показывают там не клерков. Романтизируют обычно заметных и платежеспособных. А околокриминальные - точно первые и часто вторые.
Хотя представляю, насколько в ежедневной жизни (не сразу после грабежа) был платежеспособен Робин Гуд. Живет под елкой, подтирается лопухом, одевается боюсь предположить во что. У крестьянина качество жизни лучше. У Че Гевары из имущества – один берет ( разу вспомнилось довлатовское «Широко жил товарищ Боснюк…»). Но это сладкое слово свобода!!!
Конец лирического отступления
6. Далее - четкие модели социально-полового поведения, размытые сейчас. Мужчины были мужчинами, женщины - женщинами. При этом люфт был : тесны рамки - можно вырваться, не викторианская Англия, чай. Мальчикам открыта дорого в трансвеститы, девочкам в Бонни и мамашу Бейкер.
И еще очень важный момент : Америка как сказочный образ такой (индейцы, пионеры, ковбои, свобода, возможности, состояния с нуля, американская мечта, исходно сказочный Новый Свет.
Америка страна резко, внезапно сбывшихся мечт. Не десять поколений землю обрабатывать, а бац ! застолбить участок и завтра поить лошадей реведером ...
Короче, должна быть у человека сказка. Да она обычно и есть.
Так что Америка 20-30х – дивная сказка XX века.
Что скажете ?

Previous Entry · Оставить комментарий · в избранное · рассказать другу · Next Entry

* * *
[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 10:34 (UTC), [info]alekzander commented:
вообще говоря, Америку тридцатых мы знаем по кино и литературе. художественным.
так что знаем мы не её, а её романтизированный, облагороженный образ.

в общем, она скорее не сказка, а эпос двадцатого века.

[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 10:38 (UTC), [info]honestlil replied:
Что обыватель знает по кино - совершенно согласна.
Насчет эпос - ну, не спорю, хотя коротковато для эпоса.
[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 10:48 (UTC), [info]alekzander replied:
ну, я не этнограф, но, по-моему, эпос - это не длительность изложения, а как раз облагороженная и романтизированная до неузнавания история.
а может, оно и вовсе по-другому называется.
* * *
[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 11:57 (UTC), [info]murmele commented:
Отечественный угар НЭПа ничуть не хуже.
А вообще-то Эпоха Малиновых Пиджаков рулит однозначно, вот только оценят ее не раньше чем наши дети, причем те, которые сейчас совсем мелкие.
[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 12:01 (UTC), [info]honestlil replied:
НЭП по стилистике, по видеоряду - брат-близнец.
А насчет Эпохи Малиновых Пиджаков - согласна! я уже не раз сожалела, что не буду присуствовать при ее романтизации :)
[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 12:22 (UTC), [info]panzer_papa replied:
А разве "Бригада" не есть романтизация эпохи малиновых пиджаков?
Что до Просперити - то Великая Депрессия прибила ее, а вот в самом начале в 1919-м году все могло закрутиться совсем иначе: http://truehistory.borda.ru/?1-2-0-00000048-000-0-0-1197294114
* * *
[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 13:26 (UTC), [info]lord_k commented:
Roaring Twenties
Я эту эпоху изучал не по романтику Фитцджералду, а по эпическому реалисту Дос Пассосу. Его трилогия USA - очень ценный источник. К компонентам эпохи хотелось бы добавить вот что:
а) уровень жизни, резко возросший во второй половине 1910-х годов;
б) в связи с этим снижение накала классовой борьбы. Вдобавок администрация - сначала Уилсоновская, затем Гардинга - закрутила гайки, и энергия пошла в другое русло;
в) американцы открыли для себя Европу - сперва как солдаты армии Першинга, затем в составе гуманитарных миссий Гувера, да и просто так. Имея в кармне 100 долларов в месяц, можно было очень неплохо прожить в инфляционном Берлине, да и в Париже. Так многие и делали.
[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 20:12 (UTC), [info]honestlil replied:
Re: Roaring Twenties
... + ощущение себя ну если не победителями, то во всяком случае стороной войну выигравшей.
[User Picture]
On Декабрь, 11, 2007 20:29 (UTC), [info]lord_k replied:
Re: Roaring Twenties
Да, конечно. Держава из мирового должника стала мировым кредитором, вышла из изоляции, перестала ощущать себя задворками мира. Понятно, что среднего американца эти вопросы волновали далеко не в первую очередь, но в сознание новые реалии проникали.
* * *

Previous Entry · Оставить комментарий · в избранное · рассказать другу · Next Entry